home-iconМинск, ул. Матусевича, 35/1, пом. 23, оф. 36

email-iconinfo@acoustic.by

skype-iconacoustic_minsk

ikon telefon+375 (17) 254-79-09

icon-mts+375 (29) 705-41-09

velcom+375 (44) 790-73-75

10 Апрель 2017

Акустические рекомендации. Комната для прослушивания музыки. Часть 1.

     Первая и одна из важных характеристик помещения - геометрическая характеристика. Здесь необходимо учитывать:

1. Размеры комнаты
     Комната для прослушивания музыки по адресу г. Минск, ул. Даровская д.24 представляет собой прямоугольной в плане форму с длиной 5 м и шириной 3,85 м, высота от пола до потолка 2,65 м. Возле левой стены в центральной части расположена прямоугольная колонна (0.88 м х 0,56 м). Площадь пола – 19.25 м2. При данных размерах воздушный объем составляет 51 м3.

2. Пропорции комнаты
     Размеры комнаты прослушивания определяют ее основные пропорции. Это, прежде всего соотношение W/H и L/H, где L – длина, H – высота, W – ширина помещения.

L/H=5/2,65=1,87
W/H=3,85/2,65=1,45

3. Сравнение с наиболее известными стандартами

3.1. Стандарт IEC 60268-13.

  • Рекомендуемые пропорции помещения: (W/H) ≤ (L/H) ≤ (4,5(W/H) – 4), где L – длина, H – высота,  W – ширина  помещения.  

 

3.85/2.65=0.15 1.89=5/2.65

5/2.65=1.89 2.53=4.5(3.85/2.65)-4

 

  • Дополнительно следует применять условие: L/H < 3 и W/H < 3

 

5/2.65=1.89 < 3

3.85/2.65=0.15 < 3

 

  • Рекомендованная площадь помещения  для стереосистем: 25 – 40 м². Для рассматриваемого помещения - 19.25 м2
  • Рекомендованная площадь помещения для многоканальных систем: 30 – 45 м². Для рассматриваемого помещения - 19.25 м2

 

3.2. Стандарт EBU / ITU.

  • Рекомендуемые пропорции помещения: (1.1W/H) ≤ (L/H) ≤ (4,5(W/H) – 4), где L – длина, H – высота, W – ширина помещения.

1.1* 3.85/2.65=0.165 1.89=5/2.65

5/2.65=1.89 2.53=4.5*(3.85/2.65)-4

  • Дополнительно следует применять условие: L/H < 3 и W/H < 3

5/2.65=1.89 < 3

3.85/2.65=0.15 < 3

  

    Подведем итоги.  В расчете использовалась ширина помещения, равняя 3,85 м. Данное ширина принята условно, поскольку в помещении присутствует колонна, которая в средней части уменьшает ширину до 3,29 м. Данное обстоятельство определяет несимметричность комнаты, что не желательно с точки зрения построения правильной формы помещения. Для исключения несимметричности желательно устройство аналогичной колоны у правой стены, однако это приведет к существенному уменьшению ширины помещения и некомфортному нахождению в нем. Возможным вариантом исправления ситуации могло бы быть размещение колонок и точки прослушивания вдоль длинно стороны помещения. Однако это не возможно ввиду малой ширины комнаты и, соответственно, малой глубины полученной звуковой сцены. А также того обстоятельства, что в комнате также будет установлен проектор для просмотра видео материалов, что в свою очередь требует определенного расстояния от экрана для комфортного просмотра.
     Исходя из этого, форму комнаты и ее ориентацию существенно изменить не получиться, поэтому к проектированию предоставлена комната, внутренние очертания которой мало подходят для построения высококачественной комнаты для прослушивания.
     Пропорции помещения соответствуют стандартам IEC 60268-13 и EBU при условии допущения об отсутствии колонны.
    По площади помещение не соответствует всем стандартам. Площадь помещение меньше рекомендуемых значений, однако, разница не критична для общего построения.
     Высота потолка также меньше нижней границы рекомендуемых значений.

      Задачей дальнейшего проектирования будет минимизация негативных акустических дефектов, которые возможны в комнате подобной планировки.

 

Вторая и такая же важная характеристика помещения - акустическая характеристика. Здесь необходимо определить:


1. Определение собственных резонансов комнаты
     Подбор строго определенных пропорций помещения осуществляется неспроста. В комнате небольшого размера при существующих ограничивающих поверхностях (пол, стены, потолок) благодаря физике процесса распространения звуковых волн в замкнутом объеме всегда возникают резонансы (моды). В различных помещениях резонансы сильно отличаются друг от друга амплитудой, структурой и плотностью. Негативное влияние обуславливается неровностью частотной характеристики, которая в свою очередь часто приводит к окрашиванию звука.
     Сделаем анализ исходя из существующих размеров комнаты.

2. Определение времени реверберации
     Значение времени реверберации является наиболее важным фактором, во многом определяющим ощущение музыки. Время реверберации характеризует интенсивность затухания звука, измеряется в секундах для всего спектра частот. Для каждого помещения оптимальное значение времени реверберации различно. Оно определяется, прежде всего, фактическим назначением помещения, внутренней отделкой, объемом помещения и др. параметрами. При заниженном времени реверберации музыка становится «сухой», слушатели теряют ощущения объема. При завышенном значении возможно возникновение эха, разборчивость слов песни заметно снижается.
     Рассчитаем время реверберации при условии отсутствия специальной акустической отделки комнаты прослушивания.

diag1

 

3. Сравнение пропорции с наиболее известными стандартами

     Сравним с основными европейскими стандартами:

3.1. Стандарт IEC TR 60268-13 Sound System Equipment- Part 13 Listening tests on loudspeakers, 1998

     Время реверберации:

  • измеряется при установленной мебели, но без слушателя (ISO 3382)
  • среднее значение Tm в диапазоне 200…4000 Hz должно составлять 0,3…0,6 с

diag2

3.2. Стандарт AES 20-1996 Subjective evaluation of loudspeakers

     Время реверберации  (для помещений V = 50…120 м³)

  • 0,45±0,15 с для средних частот
  • Подъем в области низких частот, cпад в области высоких частот.
  • Должно соблюдаться требование отсутствия резкого уменьшения SPL при t = 10…20 мс.

3.3. Отраслевой стандарт ОСТ 4.202.003-84. Это отечественный стандарт.

     Время реверберации в диапазоне 250…4000 Hz: T = 0,3…0,6 с

 

 Подведем итоги. Полученные значения времени реверберации (0,7…1,0 с) является достаточно высокими. Превышение над рекомендуемыми значениями (0,3…0,6 с) почти в 2 раза - недопустимо. Поэтому в проектируемой отделке должны присутствовать звукопоглощающие материалы и специальные акустические конструкции, увеличивающие общий фон звукопоглощения. Увеличение количества звукопоглощающих материалов также должно привести к уменьшению количество мод в помещении. В расчете количества мод видно, что их плотность и количество достаточно велико в низкочастотной области, поэтому должны быть предусмотрены акустические конструкции, обеспечивающие эффективную коррекцию низкочастотной области.
     Следует отметить, что акустических материалов в комнатах прослушивания применяется относительно мало. Поскольку превышение может привести к переглушению комнаты со всеми вытекающими последствиями (сухим звуком, малой шириной и глубиной сцены).
     Хорошая акустика комнаты прослушивания должна обеспечиваться, прежде всего, максимальным звукорассеиванием.

     Акустическая отделка должна обеспечивать максимальное количество рассеянного звука и большую диффузность звукового поля.

Продолжение читайте в статье "Акустические рекомендации. Комната для прослушивания музыки. Часть 2."

 

Нам доверяют

  • Табак-Инвест
  • Projestos projektal
  • Топас
  • ОАО «Зорина»
  • BTM
  • ВТВ
  • Линг Мебель
  • Гомельпромстрой
  • Вестбелпроект
  • Лифтмаш
  • Белгоспроект
  • Монтажлегмаш
  • СТВ
  • ТРК Брест
  • Евроопт
  • Тамбаз
  • Полесьежилстрой
  • МБП
  • Гроднопромстрой
  • Game stream
  • FilTV
  • Минсктранс
  • МинскПром
  • РКЗ