home-iconМинск, ул. Матусевича, 35/1, пом. 23, оф. 36

email-iconinfo@acoustic.by

skype-iconacoustic_minsk

ikon telefon+375 (17) 254-79-09

icon-mts+375 (29) 705-41-09

velcom+375 (44) 790-73-75

05 Апрель 2017

Расположение громкоговорителей в комнате

   Вы можете приобрести самую дорогую в мире акустическую систему, но если вы расположите её в небольшой кубической комнате без специальной акустической отделки внутренних поверхностей комнаты – стоимость оборудования и его качество не будет иметь никакого значения. Если установить акустическую систему в замкнутом помещении, то это почти всегда приводит к SBIR-эффекту. SBIR-эффект – это такое явление, когда возникают интерференционные искажения в результате взаимодействия прямого звука громкоговорителей и отражениями звуковых волн от ограждающих конструкций. В таком случае из конечного сигнала, который доходит до зрителя, исчезает целый  набор информационно-значимых частотных полос. А это сильно искажает тональный баланс исходной фонограммы. Частоты, на которых возникает нежелательное акустическое взаимодействие чаще всего расположены в диапазоне 50-250 Гц.

   Добиться высокого качества звуковоспроизведения можно, если учесть два момента:

  1. сформировать "акустически правильную" геометрию помещения.
  2.  с помощью специалистов грамотно отделать поверхности специальными акустическими материалами. 

   Т.к. в большинстве случаев форму помещения изменить нельзя (помещения обычно снимаются под нужды уже в готовых зданиях), то, пожалуй, единственно возможным инструментом для снижения влияния комнатных резонансов и получения хорошей звуковой картины является правильное взаимное расположение акустических систем относительно друг друга, ограждающих конструкций и зоны прослушивания.

   Частоты, на которых возникает нежелательное акустическое взаимодействие чаще всего расположены в диапазоне 50-250 Гц.

Сравнение с наиболее известными стандартами и рекомендациями

1. Принцип золотого сечения

   В музыкальных помещениях можно разместить  громкоговорители используя принцип "золотого сечения".  Такое размещение помогает рассогласовать частоты, на которых проявляются акустические дефекты и исключить или значительно уменьшить унисон вредных резонансов. Очень важно симметрично разместить акустические системы.  Когда громкоговорители расположены согласно принципу "золотого сечения",  как это сделать описано ниже, необходимо их немного развернуть в сторону слушателя., примерно на 5-6 градусов.

   Если у вас прямоугольное симметричное помещение, то можно использовать две несложные формулы (Пример на Рисунке 1):

  • Ширина помещения RW, (м) х 0,276 , где RW, (м) - расстояние от центра низкочастотного громкоговорителя до боковой стены.  Пример:  3,2х0,276=0,88 м
  • Ширина помещения RW, (м) х 0,447,  где RW, (м) - расстояние от центра низкочастотного громкоговорителя до фронтальной стены. Пример:  3,2х0,447=1,43 м

Рисунок 1: 

ris1

   Следующий этап - выбрать позицию слушателя в ближнем звуковом поле. Его часто используют в студиях звукозаписи., так как он обеспечивает прекрасную стереопанораму. Наглядно, как это можно осуществить, видно на Рисунке 2. Как видно из рисунка, место слушателя не зависит от размеров помещения и его формы. Оно находится метолом построения равностороннего треугольника. Длина стороны этого равностороннего  треугольника должна быть равна расстоянию между двумя громкоговорителями.

   Но этот способ  не единственный. Бывают ситуации, когда удаление точки прослушивания от плоскости размещения акустических систем бывает более предпочтительным для создания реалистичной звуковой сцены.

Рисунок 2: 

ris2

 

2. Стандарт IEC 60268-13

   По рекомендациям этого стандарта акустические системы и слушатели располагаются так (Рисунок 3):

  • Положение слушателя  от 2,5 до 3,5 м от линии, соединяющей акустические системы  левого и правого каналов
  • Расстояние между громкоговорителями от 2,0 м до 3,5 м (стерео), от 2,0 м до 4,0 м (многоканальная конфигурация)
  • Левая, правая и центральная акустические системы  находятся на окружности, центром которой является зритель
  • Для дипольных акустических систем угол составляет 90°

Рисунок 3: 

ris3

3. Рекомендации AES20-1996 Subjective evaluation of loudspeakers (Рисунок 4) :

  • Зона прослушивания не должна быть набором фиксированных мест
  • Ширина зоны прослушивания ограничивается фронтальными АС
  • Глубина зоны прослушивания 1…3 м
  • Угол зоны прослушивания  40…60° (предпочтителен)
  • Возможно уменьшать расстояние между фронтальными АС для сужения звуковой сцены
  • Слушатель должен находиться на расстоянии не менее 1 м от тыловой стены 

Рисунок 4:

ris4

 

5.Отраслевой стандарт ОСТ4.202.003-84 (Рисунок 5):

  • Расстояние акустической системы  от боковых стен  ≥ 0,5 м.
  • Расстояние акустической системы  от фронтальной стены: ≤ 0,7 м.
  • Расстояние между громкоговорителями  ≤ 2,5 м
  • Слушатели должны располагаться на расстоянии ≤ 0,4 м от боковых стен.
  • Слушатели должны располагаться на расстоянии  ≤1,0 м от задней стены.
  • Расстояние между слушателями < 0,6 м.

Рисунок 5:

ris5

Нам доверяют

  • Табак-Инвест
  • Projestos projektal
  • Топас
  • ОАО «Зорина»
  • BTM
  • ВТВ
  • Линг Мебель
  • Гомельпромстрой
  • Вестбелпроект
  • Лифтмаш
  • Белгоспроект
  • Монтажлегмаш
  • СТВ
  • ТРК Брест
  • Евроопт
  • Тамбаз
  • Полесьежилстрой
  • МБП
  • Гроднопромстрой
  • Game stream
  • FilTV
  • Минсктранс
  • МинскПром
  • РКЗ