Акустическая энциклопедия

Чувственная интегральная характеристика акустической среды в помещении, разная для различных по назначению помещений (и их частей) и различных по роду занятия людей. Оценка акустического комфорта человеком (неудовлетворительный, удовлетворительный, хороший и т.п.) основана на психических и физиологических ощущениях человека, находящегося в помещении. Оценка акустического комфорта производится человеком органами чувств (слух, осязание) на основании восприятия ими объективных физических параметров звукового поля в помещении (уровень звукового давления, громкость и т.д.) в каждый момент времени. Уровень акустического комфорта зависит не только от физических параметров, но и от психологического и эмоционального состояния человека в данный момент в данном помещении. Так, например, высокий акустический комфорт для звукорежиссёра во время работы в студии будет обеспечен при максимально  низких уровнях проникающих в помещение студии шумов и минимальном количестве отражений от поверхностей помещения (чем тише и меньше, тем лучше). В случае помещения танцевального зала, проникающие шумы не имеют определяющего значения, а отражения от ограждающих поверхностей должны присутствовать. В танцевальном помещении, чем тише, тем не лучше. Для помещений различного назначения (учебные классы, репетитории, концертные залы и т.д.) требования к акустическому комфорту разные и необходимый уровень акустического комфорта достигается путём оптимизации различных акустических параметров помещения.

Время, за которое звуковая энергия в помещении уменьшается до одной миллионной исходного значения после отключения источника звука. Или – время в секундах, необходимое для того, чтобы уровень звукового давления уменьшился на 60 дБ. Является очень важной характеристикой помещения, во многом определяющей уровень акустического комфорта в нём.

Единица уровня шума и вибрации в логарифмической шкале. Одна десятая часть белла (величины, названной в честь фамилии американского учёного и инженера А. Г. Белла). Введение логарифмической единицы измерения уровней в акустике основано на том обстоятельстве, что ухо человека реагирует не на абсолютное значение интенсивности или звукового давления, а на относительное. Разность уровней в 1 дБ соответствует минимальной величине, различимой ухом человека.

Давление воздуха из-за звуковых колебаний, отличное от атмосферного давления в данной точке в данное время.

Логарифмическая величина. Двадцатикратный десятичный логарифм отношения среднеквадратической величины действующего звукового давления к пороговой величине, характеризующих порог слышимости (0, 00002 Па).

Чистый тон – звук или колебания одной частоты.

Количество звуковой энергии, излучаемой в единицу времени.

Удобное деление шкалы частот, определяемое по среднегеометрической (центральной) частоте, обычно равной 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц.

Многократное отражение звука от ограждающих поверхностей помещения, суммарный уровень которого монотонно спадает после отключения источника звука.

Увеличение амплитуды колебаний системы, возникающее при совпадении при совпадении частоты возмущающего действия с собственной частотой колебаний системы. Явление резонанса тем более выражено, чем меньше потери (рассеяние, трение) энергии колебаний в системе.

Разделение шума на его частотные составляющие по всему диапазону, воспринимаемому ухом человека.
Отношение величины неотражённой от поверхности звуковой энергии к величине падающей энергии.
Площадь поверхности с коэффициентом поглощения равным 1, которая поглощает такое же количество звуковой энергии, как и данная (рассматриваемая) площадь или тело.

Строительные и отделочные материалы (декоративные акустические панели для стен), коэффициент звукопоглощения которых больше 0,25 (среднее значение в нормируемом диапазоне, или значение звукопоглощения на частоте 500 Гц). Материалы с коэффициентом звукопоглощения 0,25…0,45 относятся к материалам с низки.